Войти
Войти с помощью: 
Войти
Главная » Знаменитости » Владимир Познер и Иван Ургант: работа и личная жизнь

Содержание:

  1. Предисловие
  2. Детство и юность
  3. Учеба и начало карьеры
  4. Работа тележурналистом
  5. Путешествия Познера и Урганта
  6. Взгляды и увлечения
  7. Личная жизнь
  8. «Прощание с иллюзиями»
  9. Награды и премии
  10. Послесловие

Предисловие

Есть люди, без которых нельзя представить ту или иную сферу. Люди-явления. Так, лицо российского телевидения у множества людей прочно ассоциируется с личностью телеведущего, журналиста и писателя Владимира Познера. Более того, у каждого поколения есть свой Познер. Это имя стало известно и для молодёжи, особенного после того, как Владимир Познер и Иван Ургант: работа и личная жизнь выпустили цикл передач о путешествиях. Концепция этих программ была в своем роде уникальной для телезрителей России и СНГ и рассказывала о жизни простых французов, американцев, израильтян, итальянцев и многих других народов словно бы их собственными словами и языком. Словно сидишь на крыльце одноэтажной виллы в Сан-Франциско и наблюдаешь повседневную жизнь страны такой, какая она есть.

Возможно, эта способность передавать телезрителю чужую жизнь, отличную от привычной повседневности, берет свое начало в том беспокойном пути, который Владимиру Познеру был уготован самими обстоятельствами его происхождения.

Детство и юность

В Париже, в семье еврея и француженки, 1 апреля 1934 года родился мальчик, которого назвали Владимир. Во Францию эмигрировал из Германии его отец Владимир Познер, звукорежиссер, завербованный СССР в качестве разведчика в годы Второй мировой войны.

Матерью Познера была француженка Жеральдин Люттен, с которой его отец познакомился уже будучи во французской эмиграции. Родители так и не оформили своих отношений, однако сын, как и отец, был назван Владимиром и принял крещение в соборе Парижской Богоматери.  Так, с самого рождения Познера, в его жизни переплелись две страны и культуры.

Однако биография и личная жизнь Владимира Познера будет тесно связана с еще одним государством. Будущему телеведущему было всего три месяца, когда его мать увезла сына с собой в США. Там женщина, пользуяьс поддрежкой своих родственников, устроилась на работу в киностудию Paramount Pictures. В 1939 году мать и сын вновь возвращаются во Францию, к отцу Владимира, который работал в парижском представительстве «Metro-Goldwyn-Mayer».

В жизнь семьи вмешалась война, и в 1940 году после того, как немцы оккупировали Францию, родители Владимира Познера были вынуждены вернуться в США, где в 1945 родился его младший брат – Павел.

Хотя семья Познера со стороны отца покинула территорию России еще до 20-ых годов XX века, перебравшись сначала в Литву, а потом в Германию, его отец, Владимир Познер-старший, во многом разделял позицию страны советов. Более того, когда дед Познера-младшего после присоединения прибалтийских стран к СССР принял советское гражданство, Познер-старший начал, живя в США, свое сотрудничество с органами советской разведки.

Это послужило причиной того, что в 1948 году семья была вынуждена покинуть Соединенные Штаты в связи с давлением со стороны американских органов безопасности. И, поскольку, в пересечении французской границы им было отказано, Познеры уехали в ГДР, где отец пятнадцатилетнего Владимира проработал в «Совэкспортфильм» до 1952 года, после чего семья переехала в Советский Союз.


Учеба и начало карьеры

В СССР получение высшего образования для Владимира пошло не так гладко, как можно было подумать, учитывая способности молодого человека и его интеллигентную семью.

Однако причиной того, что Познер столкнулся с трудностями сначала при поступлении в 1953 году на биофак МГУ, а после был на определённый срок отчислен, чтобы позже восстановиться и закончить свою учебу, вряд ли была слабая успеваемость студента. По признанию самого Познера, обстоятельства его еврейского происхождения и неоднозначная биография родителей долгое время были причиной трудностей при достижении профессиональных целей.

Когда стало ясно, что полученной специальности трудоустроится не выйдет, Познер стал сначала подрабатывать переводами с английского. Позже он устраивается секретарём к выдающемуся советскому литературному переводчику и писателю Самуилу Маршаку. На этой работе он и сам пробует себя на поприще переводов прозы и поэзии.

Здесь произошел инцидент, лишний раз доказавший предвзятость советских структур к молодому писателю из семьи эмигрантов. Переведя несколько стихотворений, он отправил их для публикации во влиятельный литературный журнал «Новый мир», добавив при этом также несколько переводов самого Маршака (без спроса последнего). Как Владимир и ожидал, все работы получили нелестные рецензии и были забракованы редакторами. Будущий мэтр российской журналистики не отказал себе в удовольствии сообщить руководству журнала, что свои ответом они отказали не только ему, но и всесоюзно признанному корифею литературы.

Конечно, случился скандал, причем молодому Познеру досталось и от работодателя, хотя Самуил Маршак и не стал скрывать, что смелый поступок его секретаря заставил его посмеяться. Сам Владимир Владимирович вспоминает о своем хулиганстве с удовольствием.

В 1961 году Познер устраивается в информационное агентство АП «Новости», а позже получает должность редактора в журнале «USSR», территорией распространения которого были страны Запада и особенно США.

Позже, в конце 60-ых, он работает в периодическом издании «Спутник», который является первым в Союзе дайджестом – периодическим изданием, содержащим краткие обзоры и аннотации к научным, популярно-научным и развлекательным материалам как русскоязычных, так и иностранных писателей и ученых.

Работа тележурналистом

Начиная с 1970 года, Владимир Познер работает на Гостелерадио, где до 1985 года выступает в англоязычном эфире.

При этом, начиная с 70-ых годов, Познер стал постоянным участником передач на телеканалах стран Европы и США. В это время Познера без преувеличения можно было назвать голосом советской власти на Западе.

В 1985-1987 годах, с позволения высшего руководства, были организованы телемосты между СССР и США. Так, Познер, вместе со своим коллегой, американских журналистом Филом Донахью, стал в 985 году ведущим телемоста «Ленинград-Сиэтл», где обсуждался ряд острых вопросов, таких, как положение еврейского народа в СССР и сбитый ранее в небе над Сахалином советской авиацией южнокорейский Боинг.

В 1986 году Познер также вел телеконференции «Ленинград-Бостон», в ходе обсуждения повестки которой – «Женщины говорят с женщинами» – одной их участниц была произнесена фраза, ставшая широко известной: «В СССР секса нет». В этом же году Познеру была присуждена премия Союза журналистов СССР.

Познер также был ведущим американо-советского телемоста 1987 года, в котором прозвучала открытая полемика между журналистами США и СССР.

Только после невероятно успешного исполнения роли представителя СССР в состоявшихся телеконференциях Познер становится штатным ведущим Центрального телевидения.

Программа Владимира Познера «Воскресный вечер с Владимиром Познером», которую он начал вести с 1980-ых годов, стала прообразом целого ряда политических телешоу, жанр которых только набирал популярность на советском телевидении и были скорее продолжением западных традиций телевещания.

Владимир Познер успешно закрепился в СССР, начиная с 80-ых годов, на московском и центральном телевещании. По результатам социологического исследования, проведенного в 1989 году, Познер был назван политическим журналистом №1 для московской аудитории.

В те времена Познер, несмотря на свою тесную культурную связь с Европой, придерживался довольно однозначных политических взглядов, был членом КПСС и отказывался от сотрудничества с прозападными СМИ перестроечных времен, такими как невероятно популярная тогда программа «Взгляд».

Тем неожиданнее для многих стал поворот в его карьере, когда в 1991 году, после заявления Познера о том, что в выборной гонке он выступал бы на стороне Бориса Ельцина, он был уволен со своей должности на Гостелерадио.

После этих событий, Владимир Познер довольно быстро уехал в Штаты. Там, программа Владимира Познера Pozner/Donahue, которую он вел совместно со своим коллегой и приятелем Филом Донахью, выходила с 1991 года по 1995 год на влиятельном американском телеканале CNBC, посвященном новостям бизнеса.

Это не мешало Познеру участвовать в жизни постперестроечного российского телевидения.  В России он на постоянной основе задействовался в программах «Мы», «Человек в маске» и «Если», а в 1994 году быть избранным президентом Академии российского телевидения и возглавлять её на протяжении последующих четырнадцати лет, до 2008 года.

На протяжении своей карьеры Владимир Познер также плодотворно работал в качестве писателя и публициста. Его перу принадлежат: автобиография «Parting with Illusions», политологические труды об отношениях СССР и США «Eyewitness: A Personal Account of the Unraveling of the Soviet Union» и «Вспоминая войну (Remembering War): Советско-американский диалог», книга «Одноэтажная Америка», а также многие другие.

В 1997 году Познер возвращается в Россию, где начинает активную работу над рядом значительных телевизионных проектов. Программа Владимира Познера «Времена», которую он начал вести в 2000 году, уже в 2001 году получила ТЭФИ, как лучшая публицистическая программа. Примечательно, что в прямом эфире она выходила на Дальнем Востоке, выходя в записи в остальных часовых поясах. Закрытие программы в 2008 году Владимир Владимирович прокомментировал как вынужденную меру, поскольку при «усилении вертикали власти такие программы делать стало невозможно».

На смену «Временам» в 2008 году пришла авторская программа Владимира Познера «Познер», выпуск которой происходит по настоящее время. В ней Владимир Владимирович вот уже более десяти лет блестяще интервьюирует самых известных, одиозных и влиятельных личностей российского и зарубежного общественного пространства. Постоянными элементами программы, её эксклюзивными жемчужинами, являются опросник Марселя Пруста, из которого гостям передачи задаются вопросы, а также послесловие Познера, так называемая «прощалка». Такие постскриптумы в конце передачи часто содержали своего рода экзистенциальные вопросы бытия, на которые ведущий искал ответы сам  и предлагал поискать их зрителю. Но были вопросы и вполне конкретные, вызывавшие реакцию со стороны власти, причем не всегда однозначную. Так, в 2010 году, после трагедии в Кемеровской области, в конце передачи Познер спросил, не должен ли быть объявлен  всероссийский траур, а не только локальный, в Кемеровской области. Этот вопрос был вырезан из эфира по личному указанию директора «Первого канала» Константина Эрнста. Фразы Познера «Вот такая история» и «Удачи вам и приятных сновидений» стали регулярным ритуалом выходного вечера для миллионов россиян.

Одним из последних уникальных проектов Познера в 2016 году стал фильм о Шекспире, приуроченный к 400 летней годовщине смерти британского солнца поэзии. В нем раскрывается тема отношения Шекспира с властью. Среди интервьюированных Познером в фильме известных британцев числятся актеры Кейт Бланшетт и Рэйф Файнс.

Путешествия Познера и Урганта

Цикл документальных фильмов-путешествий, в которых Владимир Познер и Иван Ургант совершают поездки по самым разным странам Европы, Америки и Ближнего Востока, стартовал в 2008 году с передачи о США под названием «Одноэтажная Америка».

По признанию самого Познера, документальный фильм был вдохновлён одноименным романом Ильфа и Петрова, герои которого, двое из которых были сами авторы, пересекли США на новеньком Forde.

Так, ведущие «Одноэтажной Америки», Владимир Познер и Иван Ургант, по задумке фильма повторяют путешествие своих знаменитых предшественников, и пересекают Штаты с Востока на Запад, посещая в общей сложности 50 городов. Фильм ставит перед собой задачу ответить на вопрос о том, что такое «американская мечта» и открыть современную Америку.

Проект оказался весьма успешным, и по его окончанию было принято решение продолжить путешествие Познера и Урганта по другим странам.

Так, в 2010 году выходит 13-серийная телепередача о Франции и французах, «Тур де Франс». Теперь ведущие не пытаются реконструировать на экране чей-то чужой опыт, поэтому Познер составил для этого путешествия свой авторский маршрут. Так, их путь начинается в Париже, а дальше они продвигаются на юг, посещают Ривьеру и заканчивают севером страны.

Во Франции ведущие показывают зрителю самые знаменательные места, знакомят с особенностями французского образа жизни и беседуют с французами, причем как с известными, так и с самыми обычными людьми. Главным вопросом документального фильма становится вопрос «что такое «L’Art de Vivre» — «Искусство Жить (по-французски)»?

Путешествие по Италии, которому посвящен вышедший в 2012 году фильм «Их Италия» во многом отличался от предшествующих проектов. Его предваряли интервью со знаменитыми жителями Италии, каждого из которых опрашивали на предмет лучшего места в Италии, их любой достопримечательности и гастрономического яства. По итогам этих интервью, Владимир Познер и Иван Ургант, отправились в Италию, посещать указанные города и пробовать упомянутые в разговорах блюда. Вывод, сделанный в конце пути Познером, заключался в том, что у итальянцев нет общей единой Италии. Для итальянца Италия – это его родной город и регион, с которыми он чувствует глубокую связь.

Далее последуют циклы передач о Германии, Англии, Израиле… Каждый из них раскроет представленную страну глубоко и тонко, при этом очень неоднозначно. Так, фильм об Израиле «Еврейское счастье», во многом знаковый для Познера как для представителя еврейского народа, с одной стороны получил заслуженную похвалу, поскольку показал евреев уникальным образом, вне надоевших шаблонов о слабом, угнетаемом меньшинстве. С другой же стороны фильм подвергся сильной критике на тему, по мнению ряда еврейских репатриантов из СССР, поверхностного и высокомерного взгляда на Иерусалим.

На сегодняшний день последними передачами из цикла путешествий Познера и Урганта являются передача об Испании «В поисках Дон Кихота» 2017 года,  а также фильм 2018 года о Скандинавии, под громким названием «Самые. Самые. Самые», в котором рассказывается о Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции, в которых пристально изучается национальный характер скандинавов, позволивший им добиться уникальных достижений в экономике и социальной жизни.

Документальные фильмы-путешествия, созданные Познером и Ургантом, по праву могут считаться непревзойдёнными представителями своего типа передач. Мало существует проектов подобного уровня и масштаба, способных перешагнуть черту, которая отделяет развлекательно-познавательный жанр путешествия от знакового документального фильма.

Взгляды и увлечения

Кроме русского, телеведущий владеет также английским и французским языками. При этом русский язык не был первым языком для Познера, по его словам, в детстве он не говорил по-русски вовсе, и дома семья изъяснялась по-французски. Владимир Познер плохо говорил по-русски вплоть до своего переезда в СССР.

Журналист никогда не скрывал своих атеистических взглядов, всегда резко критикуя религию, что не мешало ему неоднократно приглашать в качестве гостей на свои передачи священнослужителей. При этом в своих высказываниях по этому вопросу нередко доходил до крайних мнений, называя, к примеру, принятие православия одной из величайших трагедий России. При этом принести извинения за свои слова его не заставила даже резкая критика со стороны высокопоставленного духовенства и еврейского сообщества. В ответ Познер лишь подтвердил свои слова в прямом эфире.

Однако все это не помешало Познеру в 2019 году поддержать открытое письмо священников в поддержку фигурантов «московского дела».

По многим вопросам Владимир Познер придерживается довольно либеральных взглядов, выступает за легализацию эвтаназии и однополых браков, а также за контролируемую продажу наркотических веществ, что, по его мнению, поможет победить наркобизнес и не допустить распространение наркозависимости.

Когда Познера спрашивают о его отношении к СССР и его роли, как журналиста в пропаганде коммунистической идеи,  он признает, что его взгляды переживали неоднократную трансформацию и подчёркивает, что это нормально для думающего человека. Он не скрывает, что в своем отношении к СССР переживал разные стадии, от восторженного восхищения до разочарования.

Так, в одном из своих интервью в 2009 году, Владимир Познер поведал, что, в конце концов, принял, что он «не русский человек, не чувствует себя здесь полностью дома – и от этого очень страдает». В этой своей позиции Познер частично винит само советское и российское общество, которое неоднократно давало ему понять его чуждость. При этом он признает, что таких возможностей в работе как в России, он не найдет в других странах мира.

Познер неоднократно выступал с критикой российских СМИ, указывая на их зависимость от власти. Даже говорил о том, что журналистика в России отсутствует, как профессия.

Среди увлечений известного журналиста присутствует также спорт, например, теннис, которым он регулярно занимается, а также бег трусцой. Преуспел Познер и баскетболе, его любительская московская команда участвовал в ряде международных любительских соревнований.

При этом увлечение споротом не отдаляют Познера от простых радостей. Например, от таких, как наслаждение красным вином и другими алкогольными напитками, в которых он, по собственному признанию, неплохо разбирается. Также увлекается и хорошо знает французскую кухню.

Личная жизнь

В первом браке с филологом, переводчиком и литератором Валентиной Чемберджи Владимир Познер прожил чуть более 10 лет. Они поженились, когда Владимиру было всего 23 года, а его невесте 20. Чемберджи, армянка по отцу и еврейка по матери, происходила из семьи композиторов. Она родила Познеру дочь Екатерину.

Второй супругой Познера в 1969 году стала журналистка Екатерина Орлова. У избранницы телеведущего уже был сын от первого брака – Петр, мальчик родился в 1961 году, и Познер его усыновил.

С Екатериной Орловой журналиста также объединял общей проект – «Школа телевизионного мастерства Познера», ставивший своей задачей подготовку начинающих журналистов. Брак продлился почти сорок лет,  закончившись разводом в 2005 года.

В 2008 году Познер женился в третий раз, на Надежде Соловьевой, режиссере и основательнице  компании «Sav Entertainment», крупнейшем организаторе в сфере российского шоу-бизнеса. Пару свели друзья, Познеру на тот момент было 74 года, и его проектом на тот момент была организация борьбы со СПИДом. Надежда в первую очередь предстала перед Познером как профессионал, однако отношения перешли в романтическое русло, разрушив при этом предыдущий брак Соловьевой.

Дочь Владимира Познера от первого брака, Екатерина Чемберджи, пошла по стопам матери и посвятила себя музыке, став композитором и пианисткой. Екатерина сохранила с отцом, не смотря на развод родителей в её шестилетнем возрасте, прекрасные доверительные отношения.

В 1990 году, выйдя замуж за немца, Екатерина переехала в Германию, по иронии судьбы, одну из самых нелюбимых для Познера стран.

Дочь Владимира Познера подарила отцу двоих внуков – Марию, журналистку, окончившую Сорбонну и Николая, который пошел по стопам матери и стал музыкантом.

При этом у Марии есть сын Валентина, так что Познер стал уже и прадедушкой. Несмотря на то, что Мария со своим супругом Франса живет в Германии, Познер старается как можно больше времени проводить с мальчиком.

При этом телеведущий уделяет внимание не только семье своей дочери от брака с Екатериной Чемберджи. С приемным сыном Петром Орловым у него также сложились довольно теплые родственные отношения. Петр, также журналист, работал на руководящих должностях телеканала НТВ, а с 90-ых годов занимается компьютерными разработками, основав собственную компанию. Петр ведет довольно закрытую частную жизнь, живет в Москве. У него есть сын Георгий, которого Владимир Познер воспринимает как родного внука.

Младший брат Владимира Познера – Павел, крупный ученый-востоковед, доктор исторических наук, ведущий сотрудник института востоковедения РАН, скончался в 2016 году, в возрасте 71 года. Сферой его научных интересов был Вьетнам. Таким образом, на профессиональном поприще двое братьев были похожи и не похожи одновременно, оба посвятили жизнь освещению истории и культуры иных стран, но один устремлялся на Запад, а другой на Восток.

Совместно братья открыли в Москве ресторан французской кухни «Жеральдин», названный в честь матери, Жеральдин Люттен. Ресторан принимает гостей и посей день в Москве на Остоженке.

Владимир Познер, не смотря на довольно неспокойную личную жизнь, очень ценит свои семейные связи, относясь к своим родным и близким с большим трепетом и заботой.

«Прощание с иллюзиями»

Автобиографическая книга «Parting with Illusions» («Прощание с иллюзиями»), в которой на сегодняшний день, наиболее полно раскрыта биография и личная жизнь Владимира Познера, была написана и издана им еще в США в 1990 году, однако русскоязычному читателю стала доступна лишь в 2012.

В США она получила довольно широкий резонанс, поскольку Познер пользовался немалой долей известности и среди американского зрителя. Перед тем же, как выпустить книгу в России Познер довольно долго размышлял над её подачей.

В конченом итоге, в России книгу встретили с интересом, при этом отзывы, как и почти все, связанное с Познером, получились неоднозначными. Так, литературовед и обозреватель Константин Мильчин отмечал, что Познер весьма осторожен в своих высказываниях на страницах собственной автобиографии. При этом он способен на довольно резкие суждения в некоторых вопросах, а его желание сгладить углы критик связывает с вечным апатридом, среди которого вынужден жить Познер, бесконечно отвечая на вопросы «кто ты?» и «чьих ты будешь?».

Литературовед Владислав Толстов объясняет некоторую схематичность повествования тем, что книга была адресована американскому читателю 80-ых годов, который совершенно не был знаком с советскими реалиями.

Так, даже написав автобиографию, произведение, которое, казалось бы, должно было дать людям ответ на все вопросы и разложить все по полочкам, Познер все равно вызывал контроверсийные взгляды на свою жизнь.

Награды и премии

Владимир Познер награждён не только советскими и российскими орденами и медалями, такими как Орден Почета  1999 году и Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени в 2006 году. Является он с 2014 года и кавалером Ордена Почетного легиона, французского национального ордена,  приём в члены которого, осуществляется за выдающиеся военные или гражданские заслуги президентом Франции.

Послесловие

В 2013 году, в честь пятилетия программы «Познер», Владимир Владимирович решил сам ответить на некоторые вопросы из анкеты Марселя Пруста. Так, отвечая на вопрос о том, каково его представления о счастье, Познер ответил «нахождение себя в любви, детях и работе».

Окидывая взглядом жизнь выдающегося журналиста, политического обозревателя, телеведущего, писателя и переводчика, можно сделать вывод, что Познером эта мечта осуществлена.

Его жизнь при всей её успешности нельзя назвать легкой. Проживая её на пересечении эпох, культур и политических режимов, очевидно, что Владимир Познер постоянно стремился к овладению одного единственного, главного искусства жить — оставаться верным в первую очередь самому себе, своей совести и убеждениям.

В его словах, обращенных к России, часто теперь звучит некоторая горечь и словно бы отчужденность. Однако при этом невозможно не признать, что на поприще российского телевидения наберется не так много личностей его масштаба, сделавших для этого телевидения так много. Вот такая история.

Пост опубликован: 19.02.2020

0