Елена Образцова: карьера, личная жизнь и болезнь

 

Она вспоминала человеческие трупы, которые абсолютно бесхозно лежали на улицах мертвого Ленинграда, вспоминала людей, которые умирали от холода, голода и изнеможения, присев на минуту отдохнуть на лавочку. Взрослая певица помнила, как ее матери приходилось варить ремни, чтобы только поддержать жизнь в себе и своем единственном ребенке. В ее памяти осталось то, что в городе поели всех живых существ, никого не осталось кроме крыс.

Это чувство ненасытности, постоянное желание кушать сопровождало знаменитую певицу всю ее жизнь. Она понимала, что еда на столе – это божий поцелуй, это счастье, которое непонятно человеку, не познавшему блокаду и голод. Елена никогда не понимала, как можно недоедать или выбрасывать еду, которая так трудно достается.

Время в эвакуации и послевоенные годы оказались не легче, ее матери пришлось устроиться на тяжелую работу, а девочку отдали в детский сад. Уже в 5-летнем возрасте маленькая Лена познала страсть к пению, ее концерты слушали все соседи. Голос девочки был необычно тонкий, будто комариный, у юной Елены получалось исполнять даже сложные отрывки из вальсов Штрауса.

Впервые на ее талант обратили внимание преподаватели в детском саду и отчаянно внушали матери, что нужно развивать вокальные способности ребенка. Тем не менее тяжелые времена вынуждали женщину думать о быте и заработке, у нее совсем не хватало сил заботиться о духовном развитии дочери.

Школьные годы

В школьные времена музыка стала страстью девочки, единственным спасеньем от тяжелых воспоминай и мыслей. Она жила под музыку, делала уроки под звучания произведений знаменитых русских композиторов, часами просиживала возле репродуктора, когда по радио передавали оперу. Уже тогда Елена поняла, что музыка не является частью ее жизни, она и есть ее жизнь.

Музыкальный талант не просто так появился у Елены, известно, что у ее отца был великолепный баритон и страсть к игре на скрипке. Очень часто бывало так, что они вдвоем устраивали семейные вечера музыки, которые будущая знаменитость на протяжении всей жизни вспоминала с огромной теплотой в душе. Да, послевоенные времена были крайне тяжелые, но память о детстве, о живых и здоровых родителях, о семейном уюте и огромном счастье каждый раз заставляла ее плакать.

Ее отцу достаточно часто приходилось путешествовать, ездить в заграничные командировки. И вот после одной из таких поездок Василий Алексеевич Образцов привез дочери из Италии оригинальные пластинки, благодаря которым в дальнейшем девочка изучала голоса всех знаменитых певцов, их манеру преподношения музыкальных произведений.

Когда девочке исполнилось 9 лет, мать решила отвести ее в Ленинградский Дворец пионеров имени Жданова, где ее приняли в детский хоровой коллектив. Музыкальным руководителем хора в то время являлась Мария Федоровна Заринская, которая разглядела врожденный талант будущей певицы и внушила девочке необходимость развития этих способностей. Заринская стала тем человеком, который предопределил всю дальнейшую жизнь еще совсем маленькой, но очень способной девочки.

Дебютом Образцовой стал выход на сцену в 1954 году, когда юной певице исполнилось уже 15 лет, тогда она выступала в составе все того же хорового коллектива. К сожалению, в этом году всей ее семье пришлось покинуть Ленинград, потому что Василия Алексеевича направили работать в город Таганрог в качестве главного конструктора завода «Красный котельщик».

Семья обосновалась на новом месте, а 15-летняя Лена продолжила свое обучение в школе №10. Адаптироваться девочке долго не пришлось, она была всегда достаточно общительным человеком, душой компании, ей легко давались новые знакомства. Она старалась участвовать во всех школьных мероприятиях, музыкальных концертах. Ее пение завораживало учителей и одноклассников, она великолепно исполняла партии на тот момент известной аргентинской певицы Лилиты Торрес, а также многие русские и зарубежные романсы.

Путь к музыкальной карьере

В 1956 году будущая певица закончила общеобразовательную школу и вопреки всем протестам родителей, которые хотели, чтобы дочь получила серьезную профессию, пошла учиться в музыкальную школу имени Петра Ильича Чайковского.

Именно тогда директором музыкальной школы П.А. Носковым был создан специальный вокальный класс для взрослых, руководителем которого была Анна Тимофеевна Куликова. У нее будущая певица брала уроки вокала на протяжении двух лет, пела в дуэтах, ансамблях, часто ей приходилось исполнять соло, выступая на школьных вечерах, в университетах, в клубах и на заводах.

Показательные концерты учащихся вокального курса проходили на сцене театра имени Антона Павловича Чехова. Во время очередного отчетного выступления меццо-сопрано Елены Образцовой заворожило директрису Ростовского музыкального училища М. А. Маньковскую, после чего она пригласила девушку стать ученицей Ростовского училища. По рекомендации Маньковской Елена поступила в училище, перескочив сразу один курс, и проучилась там ровно год.

Летом в 1958 году Елена Образцова поехала в свой родной город, где прошла прослушивание в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Дело было в августе, когда основной конкурс уже завершился, но Образцовой посчастливилось попасть на дополнительный этап, где на одно место претендовало около сотни человек. На курс было принято всего три человека, в числе которых оказалась и Елена Образцова.

В консерватории Елене посчастливилось познакомиться с очень мудрой и талантливой преподавательницей вокала – Григорьевой Антониной Андреевной. Она видела, как юная девушка жаждала сразу же петь сложные романсы и большие арии. Однако терпеливо и деликатно объясняла ей, что нельзя начинать петь, не постигнув самых главных вокальных азов.

Е.Образцова и Г.Свиридов

На третьем году обучения в музыкальной консерватории Елена Образцова участвовала в различных конкурсах — Всесоюзном конкурсе вокалистов имени Михаила Глинки и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, где юная певица заняла лидирующие позиции. Через некоторое время в 1963 году у нее состоялся дебют в Большом театре СССР, Елена Образцова получила роль Марины Мнишек в опере Борис Годунов. По словам самой знаменитой певицы, она вышла на главную сцену столицы без единой оркестровой репетиции в абсолютно обморочном состоянии. И если бы не коллеги, которые буквально выводили певицу под руки на сцену, возможно в тот день никакого бы представления не случилось.

После успешного дебюта Елене предлагали перевестись в Московскую консерваторию, однако она отказалась от этого и более того решила окончить учебу в Ленинградской консерватории экстерном, чтобы как можно скорее приступить к своей карьере певицы в Большом театре.

Она сдала выпускной экзамен в конце весны в 1964 году на самую высшую оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение полувека еще никому не удавалось получить. В этом же году Елена стала солисткой Большого театра и уехала на свои первые гастроли в Милан. На итальянской сцене певица получила роль гувернантки в опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» и княжны Марьи в опере «Война и мир».

Характер и внешность

Друзья описывали ее, как легкую, веселую, шкодливую и компанейскую женщину. Она была чрезвычайно красивой и изящной, она была настоящей женщиной со своими изюминками. Рост Елены Образцовой был 171 см, она была высока, стройна и элегантна, каждый ее образ играл яркими красками и завораживал любого, даже самого искушенного, зрителя.

Она умела по-настоящему радоваться каждой мелочи в жизни, как и любой ребенок блокады, она просто благодарила судьбу за еще один прожитый день. Радость ей доставляла семья, ее любимая работа, большое количество домашних питомцев, друзья, сад и большой дом, место где она могла быть спокойной. Сама Образцова неоднократно говорила, что ее радует буквально все, а вот если человек не радуется, значит он давно мертв в душе.

Елена по жизни имела уважение ко всем окружающим ее людям, начиная с уборщицы в театре и заканчивая знаменитыми режиссерами и коллегами. Она была очень коммуникабельным и позитивным человеком, старалась помочь всем вокруг, насколько у нее хватало сил. Всегда умела с людьми вести себя на равных, никогда не задирала нос и не ставила себя выше других. Она учила своего ребенка относиться ко всему в этом мире с такой же любовью, прощать обиды, терпеть и главное уважать.

Она была естественной, она была живой как на сцене, так и в жизни. Певица умела переносить все чувства и характер своего героя на саму себя, умела вживаться в роль и делать ее неповторимо естественной. Елена влюблялась, умирала, страдала, плакала и радовалась на сцене, заставляя тем самым переживать публику вместе с ней все те же чувства. Она буквально превращалась в глубокую старуху в опере «Пиковая дама», хотя находилась в достаточно юном возрасте, а в образе Кармен обретала какую-то невероятную легкость, космическую энергию, превращалась в настоящую женщину-кошку, которая готова умереть за свою любовь.

Елена Васильевна отличалась также особой требовательностью, но больше не к окружающим ее людям, а к самой себе. Она старалась все делать идеально, оттачивала свое мастерство на протяжении всей жизни.

Самая главная роль в жизни певицы

«Кармен – единственная опера, которая поет мною» — так говорила известная певица, когда ей посчастливилось получить главную роль в знаменитой опере «Кармен».

В 1974 году в столице Испании был организован праздник по случаю 100-летия оперы «Кармен». В главном театре города шли несколько вариаций знаменитого спектакля с артистами из самых разных стран мира. Образцовой выпал шанс исполнять главную женскую роль в постановке Франко Дзеффирелли. Артистка смогла сыграть виртуозно данную ей роль и на вопрос, как у нее это получилось, она отвечала, что в моменты игры, она переставала быть певицей, в нее будто вселялась душа Кармен.

В конечном итоге в 1975 году в Испании признали, что Елена Образцова стала самой лучшей Кармен за всю историю оперного искусства и существования данного произведения.

Творчество

Карьера Елены Образцовой развивалась очень быстро, за всю жизнь она успела исполнить более 80 ролей, среди которых Элен Безухова в опере Сергея Сергеевича Прокофьева «Война и мир», Марфа в опере Модеста Мусоргского «Хованщина», Любаша в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» и многие другие. Певица большую часть жизни гастролировала по разным странам и выступала на самых главных мировых сценах. Ее коллегами и партнерами по постановкам были Лучано Паваротти, Монсеррат Кобалье, Джоан Сазерленд и многие другие знаменитые певцы.

Она сама себя описывала как авантюристку, ведь она ни разу в жизни не отказала ни одному дирижеру или режиссёру. Бывали моменты, когда ей предлагали партию, которую она не видела ни разу в жизни, но она все равно соглашалась. Иногда ей приходилось зубрить целое произведение за трое суток, и если с музыкой проблем практически не возникало, то вот с текстом, особенно иностранным, все было куда сложнее. На этот случай она писала шпаргалки и развешивала их по всему периметру сцены среди декораций.

Конечно, Елена Образцова пробовала себя не только в оперном искусстве, но и пела романсы, русские народные песни. Специально для ее голоса Георгий Васильевич Свиридов писал песни и романсы на стихи знаменитых русских поэтов и поэтесс («Десять песен», «Отчалившая Русь»). Образцова буквально была заложницей искусства, и говорила, что вся ее жизнь – это музыка.

Кроме того, Образцова испытала себя в качестве режиссера, она поставила собственную оперу в Большом театре под названием «Вертер» французского композитора Жюля Массне. Также артистка снялась в нескольких советских кинокартинах («Моя Кармен», «Сельская честь», «Веселая вдова») и играла в драматическом театре. Принимала участие в постановках Романа Виктюка и провела эксперимент в 2008 году, выйдя на русскую эстраду вместе с рэпером Тимати.

Преподавание и благотворительный фонд

В 1973 году знаменитая певица начала развивать свою преподавательскую карьеру. Примадонна Елена Образцова обучала вокалу учеников Московской государственной консерватории имени Чайковского. Через 10 лет певица получила почетный статус профессора. Некоторое время она преподавала вокал в Токийском институте искусств. Елена Образцова щедро делилась своими знаниями и накопленным опытом с российскими и зарубежными студентами, возглавляла жюри многих престижных международных музыкальных конкурсов.

В 2006 году Елена Образцова решила заняться благотворительностью, в то же время она создала Культурный именной фонд. Спустя 5 лет был создан благотворительный фонд Елены Образцовой, который был призван поддерживать музыкальное и вокальное искусство России. В его рамках по сей день проходят мастер-классы вокального и музыкального искусства. Сейчас уроки в частности проходят в Государственной картинной галерее имени А. Шилова, который был соратником Елены и ее очень близким другом.

Личная жизнь

Первый брак певицы состоялся в 1965 году, когда Елене Образцовой было 26 лет, с Вячеславом Петровичем Макаровым, физиком-теоретиком, ведущим профессором в МГТУ им. Баумана. Через год после свадьбы у пары родилась дочь, которую назвали Еленой.

Первый муж певицы оказался работящим человеком, помимо того, что он был с головой погружен в науку, он также занимался новорождённым ребенком и налаживанием быта. Мужчина месяцами следил за порядком в доме и ждал свою знаменитую жену с очередных гастролей. Их брак продлился 17 лет, после чего Елена Образцова решила с ним развестись.

В 1982 году певица вышла замуж во второй раз. Она встретилась со своим будущим супругом Альгисом Марцеловичем Жюрайтисом на сцене достаточно давно, он был дирижером в Большом театре, она была знаменитой оперной дивой, им суждено было стать близкими людьми. Он был большим другом семьи певицы, часто бывал у нее с Вячеславом в гостях. Однако в один прекрасный момент, когда Елена Образцова была еще замужней женщиной, произошло настоящее чудо, давние хорошие друзья влюбились друг в друга без памяти. Они прожили в счастливом браке 16 лет, однако в 1998 году Альгис скончался от неизлечимого заболевания. Русская певица ощутила впервые в жизни на себе страшную тоску после потери любимого, сильно набрала вес, приостановила свою карьеру и перестала появляться на публике долгое время. К жизни певицу смогли вернуть лишь ее дочь, внуки и друзья. Больше замуж она не выходила, также ничего не известно и про гражданские браки певицы.

Смерть

В 2014 году народной артистке поставили диагноз лейкемия на первой стадии, о том, что знаменитость борется с болезнью, знали только самые близкие. Врачи в один голос утверждали, что пока болезнь является излечимой, можно попробовать сделать пересадку косного мозга. Однако певица отказалась от операции, аргументируя это тем, что ей нужно очень много работать. Тем не менее через полгода случился рецидив, на фоне лейкоза у Елены Образцовой начало развиваться воспаление легких. Ее спасли русские врачи в московском Центре гематологии, однако не уставали говорить о необходимости операции. Певицу пришлось очень долго уговаривать, и в один момент после очередных неутешительных анализов она все же решилась поехать в Лейпциг.

Вопрос с немецкой клиникой решился буквально за один день, так как правительство России полностью оплатило лечение Елены Образцовой. Врачи Лейпцига сделала пересадку костного мозга, но на следующий день из-за «убийства» иммунной системы, у певицы развился сепсис. Врачи решили ввести ее в искусственную кому, из которой она так и не вышла. Внутренние органы Елены Образцовой начали планомерно отказывать, и этот процесс уже был необратим.

12 января 2015 года знаменитая и всеми любимая Елена Образцова, находясь в немецкой клинике в Лейпциге, спокойно отошла в иной мир. Через два дня было организовано массовое прощание с певицей в стенах Большого театра, а еще через день – отпевание в Храме Христа Спасителя, в тот же день Елена Образцова была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Елена Васильевна Образцова оправдала свою фамилию и стала истинным образцом и воплощением великого вокального искусства. Она была великолепной певицей, обладательницей красивейшего меццо-сопрано, она смогла покорить не только советскую публику, но и многие зарубежные сцены. Ее Кармен – это воплощение ее самой, сильная и независимая женщина, страстная и талантливая певица, нежная жена и любящая мать. Она смогла добиться невероятных высот, развить свои врожденные данные и показать это всему миру.

Оцените статью
Женский информационный портал
Добавить комментарий
Войти с помощью: